БЕСПЛАТНАЯ БИБЛИОТЕКА "ВЫМПЕЛ"
Правила хранения скоропортящихся продуктов во многом
определяет технологию транспортировок. Непрерывность холодильной цепи требует
следования аналогичных условий, как на стационарных холодильниках для хранения,
так и на холодильном транспорте. Неблагоприятные условия хранения продуктов в
стационарных холодильниках создают проблемы для транспортировки и сокращают ее
срок.
В России добычей рыбы в основном занимаются Западное, Северное,
Каспийское, Дальневосточное и Азово-Черноморское индустриальные объединения,
которые отгружают более 80 процентов объема рыбы.
Концентрация грузов считается наиболее благоприятной для организации
транспортировок и их ускоренной доставки в места потребления, но, тем не менее,
за счет удаленности пунктов добычи от точек потребления средняя дальность
перевозки рыбопродуктов значительно выше, чем прочих скоропортящихся товаров.
До того, как поступить на наземный транспорт, значительная часть рыбы
размещается на морском транспорте длительное время, и ее сохранность снабжается
в портовых холодильных установках и рефрижераторными судами.
Рыбу, которая попадает в порты в уже обработанном виде,
перегружают с борта судна в вагоны.
Охлажденную рыбу перевозят в сухотарных бочках, ящиках или ящиках-клетках,
которые укладываются в кузов автомобиля или вагоны правильными и плотными
рядами. Сохранность рыбы при этом снабжается путем непрерывного таяния льда,
переложенного с рыбой слоями.
Наиболее часто осуществляются транспортировки мороженой рыбы. Рыбопродукты,
замороженные сухим способом, перевозятся в картонных коробах или деревянных
ящиках. Рыба мокрой заморозки транспортируется в специальных контейнерах и
противнях, не пропускающих рассол.
Особо жирная рыба и рыба пряных посолов, а также сельдь и
маринованная рыба, транспортируется в заливных бочках, а тощая и средней
жирности - в деревянных ящиках или сухотарных бочках.
Вяленая рыба упаковывается в драночные короба, мешки,
сухотарные бочки или плетеные корзины, а также ящики, имеющие отверстия для
проветривания.
Рыба в мягкой и жесткой таре укладывается в вагон или кузов в несколько рядов, и
прокладывается в шахматном порядке рейками.
Рыба горячего копчения принимается к транспортировке лишь в замороженном виде, и
доставляется рефрижераторным автомобильным и железнодорожным транспортом.
Рыба холодного копчения упаковывается в деревянные либо картонные ящики, корзины
или сухотарные бочки.
Икра транспортируется в ящиках или бочках в рефрижераторных автомобилях или
вагонах.
Живая рыба транспортируется в специальных живорыбных вагонах,
имеющих приспособления для аэрации воды, и с помещениями, назначенными для
проезда сопровождающих.
Живые раки перевозятся в ящиках или плетеных ивовых корзинах в изотермических
вагонах с охлаждением.
При транспортировке погибает часть рыбы, и чтобы избежать
загрязнения воды, которое может вызвать гибель остальных рыб, снулая рыба
немедленно удаляется из общей массы и хранится в охлажденной льдом
воде.Предельный большой срок транспортирования рыбы в таких условиях не должен
превышать трое суток, в другом случае перевозка приводит к уменьшению массы рыба
и избыточному оводнению тканей. При транспортировании живой рыбы внутри района
или города используются автомобильные цистерны.
При транспортировании на судах свежую рыбу пересыпают блочным, чешуйчатым,
трубчатым или снежным льдом, название которого зависит от формы кусочков и
способа его изготовления. Блочный лед бывает как искусственный, так и
естественный, но в настоящее время за счет низкого санитарного уровня водоемов
естественный лед использовать не рекомендуют.
За время транспортирования масса рыбы уменьшается за счет потери рыбной слизи,
составляя от одного до двух процентов потерь массы рыбы. Доставленная рыба
должна иметь температуру ноль градусов, в противном случае рыба уже будет
считаться не охлажденной, а свежей.
Перевозка свежей и живой рыбы составляет не больше полпроцента
от общей массы выловленной рыбы - основная масса вылова обрабатывается сразу на
месте, либо доставляется в замороженном виде на перерабатывающие предприятия.
ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ